Права детей-сирот на обеспечение жилым помещением

Права детей-сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 года.

В нашем поселке каждый год дети-сироты в соответствии с очередью получают благоустроенные квартиры в новостройках.

Но бывают ситуации, когда ПО ВИНЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ дети-сироты лишаются своего права на получение жилья, получение которого гарантированно  государством.

В моей  практике было два гражданских дела о признании права лица из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением. Ситуации были схожи. В обоих случаях судом была установлена вина органов местного самоуправления, ведущих учет нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий, а также вина органов опеки и попечительства, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением прав детей-сирот.

В обоих случаях ответчик - Министерство образования Рязанской области, занимало довольно активную позицию по делу. Основным аргументом для отказа в иске было обращение лица с соответствующим заявлением в компетентные органы после достижения 23 лет (в одном случае в возрасте 24 лет, в другом – в возрасте 26 лет).

Однако обстоятельства дела указывали на то, что право на обеспечение жилым помещением было  не реализовано по независящим от истцов  обстоятельствам, в связи с чем, несмотря на достижение 23 лет, за ними должно быть признано право на обеспечение жилым помещением.

В обоих случаях установлена  вина органов местного самоуправления.

Так, из обстоятельств первого дела, следовало, что органами опеки и попечительства были допущены грубейшие нарушения прав и законных интересов истца, выразившихся в непринятии мер по контролю за сохранностью закрепленной за ним жилой площади, что является одной из задач, возложенных на них. Закрепленная за ним квартира была без его ведома и согласия передана по приватизации его старшему брату, а в последующем продана. Органы опеки знали об этом, однако никаких мер не предприняли. Несмотря на отчуждение квартиры, изменение в постановление о закрепленной площади не внесли, в связи с чем на очередь истца не поставили.

Согласно обстоятельствам второго дела истец была поставлена на  учет на внеочередное получение жилья, однако в последующем была  незаконно снята с учета на внеочередное получение жилья, при этом решение о снятии с учета  не было направлено в адрес истца, в связи с чем о нем она узнала спустя 6 лет после его принятия.

В обоих случаях суд встал на сторону истцов и вынес решение в их пользу.